Усовершенствованная модель Независимой оценки качества образования

Введение

 

Статьей 95 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 273-ФЗ) определено, что независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии со статьей 95.1 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ предусмотрено, что независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2018 № 1149-р поручено внести в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Цель изменений заключается, в том, чтобы при государственной аккредитации образовательной деятельности законодательно закрепить обязательный учёт сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся.

Часть 29 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ предлагается дополнить нормой, предусматривающей обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.

Действующей редакцией Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ при установленной возможности проведения в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимой оценки качества образования, которая включает в себя независимую оценку качества подготовки учащихся, учёт сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации не предусмотрен.

Основной целью реализации модели независимой оценки качества образования для сферы высшего образования (далее – НОКВО) в 2017 году являлась объективная и независимая оценка знаний студентов, как обеспечение образовательными организациями гарантии качества подготовки выпускников, а также определение уровня объективности оценивания знаний студентов и соответствия профессиональных компетенций педагогических работников требованиям обучающихся. Объективность реализации модели НОКВО обеспечивалась привлечением педагогических работников соответствующего профиля, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, в которой проводился эксперимент, аккредитованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки экспертов и представителей экспертных организаций, а также представителей общественных организаций.

В процедуре реализации модели НОКВО в 2016-2017 годах приняли участие:

5000 студентов из 101 образовательной организации высшего образования в 2016 г.;

5600 студентов из 115 образовательных организаций высшего образования в 2017 г.

Результаты проведенного опроса в июне 2018 года (студентов, педагогических работников, независимых экспертов (аккредитованные и (или) аттестованные эксперты Рособрнадзора), профессиональных сообществ (работодатели, студенческие объединения) и представителей Государственного заказчика), реализации модели НОКВО в 2017 году, в том числе изменений законодательства Российской Федерации, показали следующую динамику:

  • 82% опрошенных отметили полезность результатов независимой оценки знаний студентов;
  • 88% опрошенных оценили качество используемых фондов оценочных средств (далее – ФОС) (билетов и вопросов, используемых при независимой оценке знаний студентов);
  • 67% опрошенных отметили важность независимой оценки знаний студентов в ходе образовательного процесса.

Таким образом, независимая оценка качества образования является одной из важнейших подсистем системы оценки качества образования и одновременно механизмом повышения эффективности управления системой высшего образования.

 

Скачать модель