Информация по итогам всероссийской конференции по обсуждению проблем и перспектив развития сетевого взаимодействия
Информация по итогам всероссийской конференции по обсуждению проблем и перспектив развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, с производственными предприятиями, научными и образовательными организациями, в том числе являющимися участниками инновационных территориальных кластеров
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО) совместно с Автономной некоммерческой организацией «Группа реализации проектов «Информэкспертиза» (АНО ГРП «Информэкспертиза») 08 октября 2015 года на базе ФГАОУ ДПО АПК и ППРО провели всероссийскую конференции по обсуждению проблем и перспектив развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, с производственными предприятиями, научными и образовательными организациями, в том числе являющимися участниками инновационных территориальных кластеров.
Всероссийская конференция проводилась по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Внедрение моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности на основе повышения квалификации тьюторов стажировочных площадок и специалистов для обеспечения функционирования центров открытых инноваций в рамках региональных систем дополнительного образования детей».
В Конференции приняли участие 118 человек из 28 субъектов Российской Федерации, включая:
- представителей Министерства образования и науки Российской Федерации;
- представителей Министерства экономического развития Российской Федерации;
- представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;
- представителей организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности;
- представителей объектов инновационной инфраструктуры: производственных предприятий, научных организаций, бизнес-структур;
- представителей участников инновационных территориальных кластеров, центров молодежного инновационного творчества и стажировочных площадок.
На пленарном заседании открыли всероссийскую конференцию и поприветствовали участников:
Иванов Дмитрий Юрьевич, первый проректор по развитию и административно-хозяйственной деятельности ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, который сообщил, что дополнительное образование детей, вопросы сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования являются приоритетными в деятельности Академии. Он выразил надежду, что в ходе всероссийской конференции участники смогут обменяться имеющимся опытом и наметить пути инновационного развития системы дополнительного образования в тенденциях, определенных принятой Концепцией развития дополнительного образования детей.
Страдзе Александр Эдуардович, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации, который рассказал об особенностях новой Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., отметив 3 задачу, полностью посвященную дополнительному образованию. По его мнению, в научно-техническом творчестве важное место занимает сетевое взаимодействие образовательных организаций с производственными предприятиями, научными и образовательными организациями, и для организации объединения дополнительного образования детей с производственными предприятиями необходимо непосредственное участие всех представителей субъектов Российской Федерации по данной тематике.
Вуйменков Семен Алексеевич, начальник отдела инновационных проектов Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации, который рассказал о проведении работ в инновационных территориальных кластер, о реализации научно-технических инициатив. Он отметил, что для кластеров стоит проблема в нехватке высококвалифицированных кадров, которых возможно готовить с помощью дополнительного образования детей. Также он подчеркнул, что проблема сетевого взаимодействия – это, прежде всего, слабая заинтересованность производственных предприятий к образованию. Семен Алексеевич выразил надежду, что по итогам проведения всероссийской конференции будут приняты решения, на основании которых появится возможность создавать совместные партнерские программы.
Цели, задачи и ход проекта Минобрнауки России «Внедрение моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности на основе повышения квалификации тьюторов стажировочных площадок и специалистов для обеспечения функционирования центров открытых инноваций в рамках региональных систем дополнительного образования детей» осветил генеральный директор АНО ГРП «Информэкспертиза», Бобров Александр Евгеньевич.
С докладом о лучших практиках сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности с объектами инновационной инфраструктуры: производственными предприятиями, научными и образовательными организациями выступили следующие участники:
- Халамов Владислав Николаевич, директор Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники Челябинской области;
- Никитин Виктор Максимович, генеральный директор ООО «Научная бизнес-школа», г. Дубна Московской области;
- Вторина Елена Вениаминовна, заместитель начальника Департамента общего образования Томской области;
- Рожкова Ольга Юрьевна, директор МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» муниципального Олекминского района Республики Саха (Якутия).
С сообщением о месте технического творчества детей в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) выступил Земцов Дмитрий Игоревич, директор по управлению образовательными программами Московского государственного машиностроительного университета и руководитель рабочей группы НТИ. В ходе выступления прозвучала информация об НТИ и возможностях учреждений дополнительного образования детей в контексте проектов, реализующихся в рамках НТИ.
Доцент кафедры естественно-математических дисциплин Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования», Цамуталина Елена Евгеньевна, выступила с докладом о создании оптимальных условий для развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи с использованием существующих программ дополнительного образования детей, включая программы исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, дополнительные общеразвивающие программы, направленные на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся.
Вопросам повышения квалификации специалистов сферы дополнительного образования детей – действующих и потенциальных участников инновационной инфраструктуры было посвящено выступление доктора педагогических наук, кандидата философских наук, профессора кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Логиновой Ларисы Геннадиевны. В ходе реализации проекта в ФГАОУ ДПО АПК и ППРО было проведено повышение квалификации более 750 специалистов в области дополнительного образования детей и тьюторов стажировочных площадок, созданных за счет субсидии, по вопросам создания условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ, направленных на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся.
Кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Косарецкий Сергей Геннадьевич, осветил механизмы развития дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности в Федеральной целевой программе развития образования 2016-2020 гг.
В рамках всероссийской конференции было организовано три тематических круглых стола:
- круглый стол №1 по теме «Перспективы развития сетевого взаимодействия инновационных территориальных кластеров, производственных предприятий, научных и образовательных организаций - объектов инновационной инфраструктуры с образовательными организациями, реализующими программы дополнительного образования детей, влияющие на выполнение концепции развития дополнительного образования детей»;
- круглый стол №2 по теме «Детское техническое творчество и профессии будущего в контексте реализации Национальной технологической инициативы»;
- круглый стол №3 по теме «Проблемы разработки и реализации региональных и муниципальных программ (подпрограмм, «дорожных карт», планов мероприятий) по научно-техническому творчеству и освоению научно-технических компетенций, распространения передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в контексте реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
В рамках круглых столов участники обсудили подходы к выполнению Плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей. Участники сформулировали ряд предложений по пунктам Плана, касающимся разработки и реализации региональных и муниципальных программ по научно-техническому творчеству, организации сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования и промышленных предприятий и бизнес-структур и распространению передовых практик реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности.
По результатам проведения круглых столов участниками были высказаны следующие рекомендации для органов управления образованием, организаций дополнительного образования детей, других заинтересованных сторон:
1. Разработать рекомендации по организации сетевого взаимодействия между организациями дополнительного образования детей и объектами инновационной инфраструктуры: производственными предприятиями, научными учреждениями, бизнес-структурами.
2. Подготовить предложения по внесению изменений в нормативную правовую базу, способствующие организации и развитию сетевого взаимодействия между организациями дополнительного образования детей и объектами инновационной инфраструктуры.
3. Провести мониторинг существующей инновационной инфраструктуры регионов и образовательной инфраструктуры регионов. По результатам мониторинга создать базу знаний (базу данных).
4. Проанализировать опыт стажировочных площадок для использования в практике разработки программ дополнительного образования детей и программ повышения квалификации педагогов.
5. Создать для разработчиков программ управленческие команды для консультирования и научного сопровождения.
6. Сохранять и развивать программы повышения квалификации для разных категорий педагогических кадров организаций дополнительного образования детей.
7. Провести ряд мероприятий по популяризации и развитию сетевого взаимодействия с участием представителей организаций дополнительного образования детей и объектов инновационной инфраструктуры, включая:
- мероприятия по популяризации технической направленности и вопросам техносферы;
- мероприятия по вопросам организации и развития сетевого взаимодействия;
- мероприятия в рамках демонстрации достижений техносферы;
- конкурсы и олимпиады в рамках технической направленности.
8. Рассмотреть возможность проведения повышения квалификации педагогов дополнительного образования на базе организаций, входящих в состав инновационной инфраструктуры регионов.
9. Создать единую информационную площадку (интернет-ресурс), содержащую всю необходимую информацию и функции для организации сетевого взаимодействия, в том числе:
- перечень организаций дополнительного образования детей;
- перечень инновационных и иных организаций, заинтересованных и/или реализующих сетевое взаимодействие;
- методическую и нормативную правовую базу для организации сетевого взаимодействия;
- наличие юриста-консультанта, отвечающего на вопросы по сетевому взаимодействию (в рамках пилотного запуска);
- функционал, позволяющий организовывать обсуждения между пользователями;
- банк программ дополнительного образования детей.
10. Разработать меры по мотивированию представителей инновационной инфраструктуры (а также предпринимателей) к реализации сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования детей.
Участники всероссийской конференции приняли резолюцию, содержащую рекомендации в адрес Минобрнауки России и Минэкономразвития России.
Ход и материалы Конференции будут дополнительно представлены в рамках двух вебинаров по проблемам и перспективам развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, с производственными предприятиями, научными и образовательными организациями, в том числе являющимися участниками инновационных территориальных кластеров, которые будут проводиться в течение последней недели октября на базе АНО ГРП «Информэкспертиза» (интернет ресурс www.webinar.ru).
Резолюция по итогам конференции
Раздаточные материалы:
- Аналитические и методические материалы по развитию техносферы организаций дополнительного образования детей
- Практики кластера. Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый звездный» Пермского края
- Программа всероссийской конференции по обсуждению проблем и перспектив развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, с производственными предприятиями, научными и образовательными организациями, в том числе являющимися участниками инновационных территориальных кластеров
Презентации:
- Создание оптимальных условий для развития техносферы деятельности учреждений ДОД и молодёжи с использованием существующих программ ДОД (Автор: Цамуталина Елена Евгеньевна, доцент кафедры ЕМД ГОАУ ЯО «Институт развития образования»)
- Кружки НТИ и детские технопарки (Автор: Земцов Дмитрий Игоревич, директор по управлению образовательными программами Московского государственного машиностроительного университета и руководитель рабочей группы НТИ)
- Развитие молодежного инновационного творчества и инфраструктуры. Опыт и перспективы (Никитин Виктор Максимович, генеральный директор ООО «Научная бизнес-школа», г. Дубна Московской области)
- Повышение квалификации специалистов сферы дополнительного образования детей: действующих и потенциальных участников инновационной инфраструктуры (Автор: Логинова Лариса Геннадиевна д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО)
- Механизмы развития дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности в Федеральной целевой программе развития образования 2016-2020 годов (Автор: Косарецкий Сергей Геннадьевич, Кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)
- Современная модель дополнительного образования детей, как связующее звено всех ступеней образования при подготовке инженерных кадров России (Автор: Халамов Владислав Николаевич, директор Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники Челябинской области)